Ошибки, допускаемые при изменении направления вращения шестеренного насоса.

30.11.2020 / Это интересно 5241

Ошибки, допускаемые при изменении направления вращения шестеренного насоса.

  

Шестеренные насосы и моторы, благодаря простоте конструкции и доступной цене, используются в большом количестве разнообразных гидравлических приводов. В отличие от некоторых поршневых насосов с клапанным распределением (например серии DARK), у которых расположение напорного и всасывающего каналов не зависит от направления вращения вала, у шестеренных насосов это расположение меняется на противоположное при изменении направления вращения. При описании направление вращения насоса общепринято, если вал вращается по часовой стрелке, насос называется правого вращения, если против - то левого. Существуют реверсивные модели шестеренных насосов, у которых напорный и всасывающий каналы могут меняться местами без внесения изменений в конструкцию насоса (например: ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС DTH-61 ISO). Подавляющее большинство шестеренных насосов для применения в гидроприводе изготавливаются в нереверсивных исполнениях. Однако конструкция некоторых из них позволяет внести изменения и получить из левого насоса правый и наоборот.

Рис. 1 (сборочная схема шестеренного насоса: а) Крышка корпуса; б) Заглушка дренажного канала; в) Упорные пластины; г) Ведомый вал; д) Ведущий вал; е) Корпус насоса.)

На заводе изготовителя, операции по сборке насоса автоматизированы и отлажены. Вероятность ошибки снижена до предела. Однако, при переборке насоса с целью смены направления вращения вне условий отлаженного производства, возможны ошибки по причине несоблюдения требований инструкции, либо невнимательности, либо из-за банального непонимания принципов работы шестеренного насоса.

В этой статье рассмотрим примеры ошибок, встречающихся при смене направления вращения, и их последствия. Чтобы исключить ошибки, связанные с некорректной переборкой, следует понимать конструкцию и принцип работы шестеренной гидромашины. На сборочной схеме (Рис.1) обозначены основные детали насоса, на которые необходимо обратить внимание при смене вращения.

                                        

                                           Рис. 2 (Схема движение потоков жидкости)     

                                          

                                            Рис. 3 (Направления вращения насосов)

Насос приводится в движение через входной вал, который в автомобильном гидроприводе нередко подключён к коробке отбора мощности. Производители обычно указывают направление вращения насоса на идентификационной табличке (шильдик), и дублируют на самом корпусе в виде стрелки.

Зачастую на нереверсивных насосах диаметр всасывающего отверстия больше диаметра напорного (D1>D2), по этому признаку можно определить направление вращения. Верно и обратное, если всасывающий и напорный каналы насоса имеют разный диаметр, значит перед вами точно нереверсивный насос и при ошибке с направлением вращения это насос будет повреждён. Для более полного понимания принципов работы шестеренной гидромашины и видов отказов, вы можете ознакомится со статьей: «Наиболее распространенные причины отказов шестеренных насосов». 

Укажем  наиболее распространённые ошибки при смене направления вращения:

Некорректная установка заглушки дренажного канала. При некорректной установке заглушка дренажного канала оказывается в камере всасывания, открывая тем самым дренажный канал для гидравлической жидкости под давлением из камеры нагнетания в зону картера насоса (с которой сообщается уплотнение вала). Давление в картере насоса повышается до уровня давления в напоре и это приводит к выдавливанию манжетного уплотнения вала насоса.


   

Рис. 4 (Выдавленное манжетное уплотнение)

Некорректная установка упорных пластин, при которой величина зазора между пластиной и корпусом превышена. При этом уплотнения на пластинах, уложенные в фигурный паз, уже не имеют достаточной опоры и их выдавливает в зазор между упорной пластиной и корпусом. Под действием давления уплотнение разрывается. Перетечки в рабочих полостях насоса увеличиваются, объёмный КПД резко снижается. Утрачивается возможность по компенсации износа упорной пластины при трении о боковую поверхность шестерни, так как это возможно только при наличии нормативной упругости уплотнения упорной пластины.

    

Рис. 5 (Выдавливание уплотнений)

Превышение момента затяжки винтов крепления крышки корпуса. При превышении момента затяжки зазор между упорной пластиной и торцами зубьев зубчатых валов становится минимальным либо вообще отсутствует, при этом увеличивается трение на поверхностях соприкосновения упорной пластины и торца шестерни. Это вызывает сильную выработку и перегрев насоса, что приводит к повреждению изделия.

       

                        Рис. 6 (Винты крепления крышки корпуса)                            

  

Рис. 7 (Выработка на упорной пластине)

Следует также отметить обязательное выполнение перемаркировки насоса на его шильдике. Печальная ситуация среди наших клиентов происходит не один раз за месяц, когда приобретается насос на замену изношенному, установленному на спецтехнике. При этом клиент о направлении вращения насоса судит по информации с таблички, даже не подозревая, что этот насос перед продажей был перебран на иное направление вращения, а соответствующая перемаркировка насоса не была произведена. По неверной информации подбирается и устанавливается новый насос, при этом направление его вращения ошибочно. Через считанные секунды после включения этот насос повреждается. Деньги на новый насос потрачены напрасно и не могут быть возмещены, так как случай не гарантийный. А работа, которую нужно было выполнить с помощью этой спецтехники так и продолжает стоять. В этой статье указаны определённые признаки, по которым возможно однозначно определить фактическое направление вращения насоса. Если же по каким-то причинам вы не имеете уверенность в требуемом направлении вращения, то разумным решением может быть приобретение реверсивного шестеренного насоса.

В любом случае, смена направления вращения насосов должна производится специально подготовленным персоналом, изучившим данную тему и прошедшим инструктаж.

           

Статью подготовил инженер по рекламациям "Группа Гидравликовъ"

Семёнов Антон Валерьевич

e-mail: semenov@gidravlikov.ru

Тел.: 8(495)505-63-23, доб. 116

 

Редакция статьи:

Главный инженер

Пономарев Владимир Викторович



Из нашего каталога:

Назад в категорию
Отправить ссылку
Ссылка скопирована