Интелле́кт (от лат. intellectus - «восприятие»; «разумение», «понимание», «понятие», «рассудок») — качество психики, состоящее из способности осознавать ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а также внимание, волю и рефлексию. (Википедия)
Термины "Искусственный Интеллект (ИИ)", "Нейросети" и "Робототехника" имеют сегодня широкое распространение. ИИ в наше время встречается не только в фантастической литературе, но и в отрасли информационных технологий (IT - аббревиатура от англ. Information Technology). Появлению ИИ способствовало развитие математики, логики, кибернетики, появление вычислительной техники, создание первой операционной системы для персонального компьютера (PC - аббревиатура от англ. Personal Computer – микропроцессорный персональный компьютер), датой появления считается 1971 год. Разработка основных языков программирования и в последующем их диалектов. Даты разработки основных языков программирования:
Джон Бэкус
- Pascal, автор и разработчик Никлаус Вирт, дата создания языка - 1970 год.
Никлаус Вирт
В 1984 году Дональд Д. Чемберлин и Раймонд Ф. Бойс, в рамках Национального научного фонда США создали сеть NSFNET и разработали для неё язык структурированных запросов – SQL / DQL, Structured Query Language, которые легли в основу современного интернета (Internet). Это событие произошло в 1984 году.
Дональд Д. Чемберлин и Раймонд Ф. Бойс
Термин "машинное обучение" был придуман в 1959 году Артуром Самуэлем, американским сотрудником IBM и пионером в области компьютерных игр и искусственного интеллекта.
Артур Самуэл
Основные методы в области машинного обучения:
Обучение с учителем: компьютерной программе представлены примеры входных данных и желаемых выходных данных, предоставленные «учителем».
Неконтролируемое обучение: алгоритму обучения не присваиваются метки, а компьютерная программа сама находит структуру входных данных. Обучение без учителя может быть самоцелью (обнаружение скрытых закономерностей в данных) или обучение особенностям.
Динамическое обучение: компьютерная программа взаимодействует с изменяющейся средой, в которой она должна выполнять определенную цель (например, управлять транспортным средством или играть в игру с противником). При перемещении по исследуемому пространству программа получает обратную связь, с предметом аналогичному искомому, который она пытается максимально подобрать.
Самостоятельное обучение: самообучение как парадигма машинного обучения была представлена в 1982 году вместе с нейронной сетью, способной к самообучению, под названием Crossbar Adaptive Array (CAA). Это обучение без внешнего примера и без внешних советов учителя. Алгоритм самообучения CAA перекрестным образом вычисляет как решения о действиях, так и эмоции (чувства) в отношении последствий ситуаций. Система управляется взаимодействием познания и эмоций.
Наиболее востребован ИИ в рекламе при обработке больших массивов данных (Big Data). Данная отрасль уже сейчас показывает значительную динамику по приросту объёма валовой выручки.
Актуальность ИИ в нашей жизни можно видеть в:
Способе управления дорожным движением на улицах городов, например, в процессе регулирования режима работы светофоров для получения максимальной эффективности транспортного потока и синхронизация его с данными от навигаторов. Согласование этих двух систем обеспечит лучшую управляемость на дорогах, сокращает пробки, вовремя организует объезд заторов для транспортных средств с водителями или с беспилотными системами.
Области Интернет-торговли. Происходит непрерывное улучшение сервисов бот-чата (от англ. bot-chat. Bot - сокращение от «robot» и chat - «болтать»), умного сайта, задачей которого является максимально эффективно подвести покупателя к сделке. Поиск покупателя в этом случае осуществляется алгоритмами на основе подбора потенциального клиента из массива обезличенных персональных данных и различных других данных (big data), алгоритм работы бот-чата запоминает предпочтения пользователя мобильного устройства или РС и связывает их с IP-адресом и местоположением, или с IMEI устройства, или с учётной записью пользователя.
Компания Neuralink Илона Маска первая провела удачный эксперимент по вживлению чипа (англ. chip «тонкая пластинка» - имеется в виду микропроцессор) в мозг свиньи. Предполагается, что данная технология первоначально поможет лечить больных с параличом или с болезнью Альцгеймера. Изучения в этой области только начались и сулят значительный прорыв науки в области улучшения работы головного мозга человека, а также улучшения мозговой деятельности человека. Более совершенные модели чипов, возможно, смогут подавлять агрессию и апатию пациентов, воздействуя электродами на соответствующую область головного мозга. Таким образом, можно ожидать значительное снижение числа бытовых и насильственных преступлений. Ожидается, что эта технология будет востребована для профилактики преступности. Вполне вероятно, что будет возможно подавление внутреннего недовольства пациента и одновременно стимулирование области мозга, вырабатывающей гормоны счастья.
Одной из задач ИИ для инвазивной (лат. invado — «вхожу внутрь») технологии чипирования (микрочип-имплантат для человека представляет собой устройство, построенное на интегральной схеме с задействованием технологий сбора данных об организме и передачи этих данных) будет своевременное оповещение о функциональных расстройствах пациента при текущем состоянии здоровья. Затем их надлежащая обработка и принятия мер по нормализации функционирования головного мозга путём применения комплексного лечения. Для здоровых людей, добровольно желающих значительно улучшить свои способности в области головного мозга, а именно, увеличение объёма хранимой информации, точность её обработки, а так же скорость обработки данных получаемых, например, при традиционно долгом обучении научным дисциплинам, также поможет технология чипирования. Пока речи не ведётся о разработке более продвинутого чипа с симбиотическим подключением к единой информационной сети ИИ опираясь, например, на облачные сервисы, такие как наиболее рейтинговые:
Amazon S3
Microsoft Azure
Rackspace
Однако у первых симбиотов (греч. συμ-βίωσις — «совместная жизнь», от συμ- — совместно + βίος — жизнь — форма тесных взаимоотношений между разными видами, при которой хотя бы один из них получает для себя пользу), успешно осуществляющих такое подключение, несомненно будут весомые преимущества перед людьми у которых такой чип не установлен.
Объём цифровой информации в мире быстро нарастает. Согласно прогнозу отчета IDC , глобальный объем данных вырос экспоненциально с 4,4 зеттабайт до 44 зеттабайт в период с 2013 по 2020 годы. Этот показатель требуется уточнить. К 2025 году IDC прогнозирует, что объем данных будет составлять 163 зеттабайта (один ЗБ составляет 10 21байт) памяти. Объём цифровых данных продолжает нарастать в геометрической прогрессии. Следует ли говорить о смене парадигм и о расцвете эры ИИ в качестве доминирующего над человеческим ЕИ (Естественный Интеллект), или конкурирующего с ним? Стоит ли опасаться неизбежных перемен в нашей жизни с приходом и укреплением ИИ и его проявлений? Пока эти вопросы остаются неразрешёнными. Однако скорости обработки и передачи данных, которые сулит новейшая технология, на порядки превышают возможности ЕИ. К примеру, общение между людьми может достигать 100 bit/s, против скорости передачи данных PC по стандарту PCI Express 5.0. по шине PCI Express - 32 GT/s.
Наше время — это подготовка к возможному скорому повсеместному внедрению производственного стандарта Индустрия 4.0 - Четвёртая промышленная революция (от англ. The Fourth Industrial Revolution). Суть этого процесса - массовое внедрение киберфизических систем в производство (индустрия 4.0) и для обслуживания потребностей человечества, включая быт, труд и досуг. Широкомасштабная межмашинная связь (M2M) и повсеместное распространение интернета вещей, умных гаджетов и т.д. - IoT (аббревиатура от англ. The Internet of things), предназначенных для повсеместной автоматизации производства и быта, улучшения связи и самоконтроля, а также для создания интеллектуальных машин, которые могут анализировать и диагностировать проблемы без необходимости вмешательства человека. На потребительском рынке технология IoT является синонимом продуктов, относящихся к концепции «умного дома», которая включает в себя устройства и бытовые приборы (например, осветительные приборы, термостаты, системы домашней безопасности, камеры, а также другие бытовые приборы), поддерживающие одну или несколько общих экосистем и которые могут управляться с помощью устройств, связанных с этой экосистемой, таких как смартфоны и интеллектуальные колонки.
Предполагаю, что мы (человечество) уже перешли историческую черту эпохи безудержного потребления товаров и стоим на рубеже превалирующего потребления информационных услуг в большей степени, чем товары в натуральной физической форме.
Следующим этапом развития технологии, возможно, будет не поиск и подбор предпочтений покупателей импульсивного выбора, а своевременная и научно-обоснованная поставка нужных товаров и услуг, реально требующихся нормальной жизнедеятельности человека на основе его обобщённого статистического профиля. Такой подход в целом поможет значительно сократить объёмы загрязнений и выбросов СО2, бытовых и производственных отходов.
В настоящее время международным сообществом признана реальная угроза существованию нашей цивилизации промышленных и бытовых выбросов и загрязнений. Поэтому ИИ будет содействовать оптимизации производственных и логистических процессов. Сделает более предсказуемыми все аспекты жизнедеятельности человека. Даст человеку состояние счастья, здоровья, благополучия и комфорта. Однако этот этап развития затронет и привычный сейчас образ жизни человека.
Генеральный директор
ООО «Современные Технологии Гидравликов»
Маннанов Д.В.
Редакция статьи:
Кандидат технических наук
Артюшин Ю.В.